|
Кризис
подросткового возраста
Подростковый
возраст относитсяк так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам
возрастных кризисов. Позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него,
через борьбу за независимость, борьбу, происходящую в относительно безопасных
условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в
самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности
в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие
ему и в дальнейшем справлятьсяс жизненными трудностями.
При
этом важно иметь в виду, что кризисные симптомы не проявляются постоянно,
это скорее эпизодические явления, хотя порой они повторяются достаточно
часто. |
|
Интенсивность
кризисных симптомов и способы их выражения также достаточно различны. Существуют
два основных пути протекания данного кризиса:
1. Кризис независимости. Его симптомы - строптивость, упрямство, негативизм,
своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям,
ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. ќто некоторый
рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил. "он уже не ребенок".
2. Кризис зависимости. Его симптомы - чрезмерное послушание, зависимость
от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения.
ч то возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая
гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.
"я ребенок и хочу оставаться им".
Как
правило, в симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция, речь
идет только о том, какая из них доминирует. Одновременное присутствие
и стремления к независимости, и стремления к зависимости связано с
двойственностью позиции школьника.
В силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток,
предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь
равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного. |
|
Одновременно
ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты, ждет (конечно, неосознанно),что
взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его
от слишком рискованных шагов.
От чего повышенно-либеральное "разрешающее" отношение часто
наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (но
при этом аргументированный) запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования,
напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.
|