|
Особенности
развития внимания у подростков
Подросток
может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности:
в спорте, где он может добиться высоких результатов, в трудовой деятельности,
где он зачастую проявляет чудо в умении сосредоточитьсяи выполнить тонкую
работу, в общении, где его наблюдательность может соревноваться с наблюдательностью
взрослых, у которых она является профессиональным качеством. Внимание
подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной
деятельностью.
|
В
школе на уроках внимание подростков нуждается в поддержке - долгая,
долгая учебная деятельность вдохновляет подростка на поддержание
произвольного внимания. С целью поддержания непроизвольного внимания
и организации произвольного можно использовать эмоциональные факторы,
познавательные интересы, а также постоянную готовность подростка
воспользоваться случаем и утвердить себя среди сверстников в удобной
для этого ситуации.
Конечно, здесь речь идет о потенциальных возможностях и об апофеозе
внимания в отдельные, значимые для самолюбия подростка моменты его
жизни.
|
В
то же время те же отроки могут впасть в состояние глубокого утомления,
когда внимание, кажется, вовсе исчезает из состава познавательных
процессов.
Он сидит, если можно - лежит с полузакрытыми глазами и находится в
состоянии полной прострации, в состоянии легкого угнетения, сопровождающегося
упадком сил, безразличием к окружающему. Здесь исчезает не только
произвольное, но и, кажется, непроизвольное внимание. |
|
Именно
в подростковом возрасте кривая утомляемости резко повышается, особенно
в 13-14 и в 16 лет.
Судя по проявлениям внимания, подростковый возраст - период парадоксов
в достижениях возможностей и в потерях.
|