Поверь в себя

Гостевая книга
На главную
Мнения специалистов
Самооценка. Так ли она важна?
Семь рецептов личного успеха
Искусство слушать
Диагноз: неуверенность в себе
Кризис подросткового возраста
Переход от детства к взрослости
Структура межличностных отношений в группах детей и подростков
Особенности общения подростков
Особенности развития внимания у подростков




 

 

 

 

 

Кризис подросткового возраста
Подростковый возраст относитсяк так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через борьбу за независимость, борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справлятьсяс жизненными трудностями.

При этом важно иметь в виду, что кризисные симптомы не проявляются постоянно, это скорее эпизодические явления, хотя порой они повторяются достаточно часто.

Интенсивность кризисных симптомов и способы их выражения также достаточно различны.
Существуют два основных пути протекания данного кризиса:
1. Кризис независимости. Его симптомы - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. ќто некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил. "он уже не ребенок".
2. Кризис зависимости. Его симптомы - чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. ч то возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. "я ребенок и хочу оставаться им".

Как правило, в симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция, речь идет только о том, какая из них доминирует. Одновременное присутствие и стремления к независимости, и стремления к зависимости связано с двойственностью позиции школьника.
В силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного.

Одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты, ждет (конечно, неосознанно),что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов.
От чего повышенно-либеральное "разрешающее" отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (но при этом аргументированный) запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.

 

Hosted by uCoz