|
Особенности
общения подростков
Одним
из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что
общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие
в трудах отечественных психологов: Ананьева В. Г., Бодалева А. А., Выготского
Л. С., Леонтьева А. Н., Ломова Б. Ф., Лурии А. Р., Мясищева В. Н., Петровского
А. В. и др. Проблема слова, речи, выступления, искусства воздействия говорящего
на слушателей давнюю, насчитывающую более двадцати столетий истории. Многие важные
вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотренные щеЦицероном.
Зимняя И. А. считает, что общение - совсем молодая проблема 20 столетия, ибо,
если в Древней Греции в Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики,
эвристики и диалектики, то на современном этапе проблема общения изучается уже
с точки зрения целого ряда наук: философии, социологии, социолингвистики, психолингвистики,
социальной психологии, общей психологии, педагогики, педагогической психологии.
Речевое общение широко исследуется во всем мире. Созданы специальные центры изучения
общения (например, Центр Карнеги). При этом до сих пор недостигнуто единства в
толковании самого понятия "общения", его форм, механизмов. Исследователи
по разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные
модели, прилагая разные подходы к ею изучению: коммуникативно-информационные,
интерактивные, деятельностные и д. р.
|
С
позиции деятельностного подхода исследователи Леонтьев А. Н., Андреева
Г. М. считают, что общение - это сложный многоплановый процесс установления
и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной
деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой
стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. |
Утверждение
единства общения и деятельности в тоже время не предполагает однозначности трактовки,
то есть общение рассматривают как вид деятельности (Щедровинский Г. П., Леонтьев
А. Н., Рыжов В. В., Гусев Г. И.). Общение, во - первых, - это особый тип деятельности
(коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности,
в третьих, результат специальной задаваемой деятельности. В качестве основного
определения используется следующее: общение - это взаимодействие людей, содержание
которого является взаимный обмен представлениями и т. п. с целью установления
определенных взаимоотношений.
|
Развитие
взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в младенчестве,
дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития
личности она имеет свои особенности: в младенчестве - это непосредственное
эмоциональное общение, в дошкольном периоде - это игровая деятельность,
в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми, в подростковом
возрасте - дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже
на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом. |
Следует отметить,
что по вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового
периода существуют две точки зрения: 1. Общение принимает статус ведущего
типа деятельности имеет интимно - личностный характер, предметом общения выступает
другой человек - сверстник, а содержание и является построением и поддержанием
личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Элькенин Д. Б., Драгунова
Т. В., Каган М. С. 2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает
общественно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение
различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются,
как считает Фельдштейн Д. И., новые формы общения "как при общение подростков
к обществу". Все исследователи психологии подросткового возраста кили
иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков
общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста
является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников,
более или менее равных по положению. Мудрик А. В. отмечает, что потребность
в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей
очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков, считает Мудрик А.
В., по своей специфике, является коллективно - групповым. Такую специфику поведения
подростков он объясняет так:
Во
- первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации,
по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам
им не сообщают взрослые.
Во - вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие
виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия,
умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права.
|
|
В - третьих, это
специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности,
солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и
устойчивости. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка во
многом определяя все остальные сторона его поведения и деятельности. Божович Л.
И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей
чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность
занятий интересы в основном определяются возможностью широкогообщения со сверстниками.
К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами:
у одних ребят оно уже занимает не малое место в жизни, у других - ограничивается
только школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы
учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную
и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько
притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения
с родителями выглядит уже не такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные
черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы. На первый взгляд,
мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они
активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры
и так далее. Однако различие между полами в уровне общительности не столько
количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам
громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования,
не редко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности собственный
успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к
другим участникам игры. Общение девочек выглядит более пассивным, зато более
дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики
сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового
взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг
к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им
нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.
С раннего возрасте мальчики
тяготеют к более экстенсивному, а девочки к интенсивному общению, мальчики
чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое.
Социометрическое
лонгитюдное исследование (Д. Эдери М. Халлинен, 1978) нескольких школьных классов
(возраст детей от 9 до 12 лет) показало, что диады девочек являются более закрытыми
для посторонних, нежели мальчишеские компании, но в тоже время более тесно связанными
с родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и устойчивый
порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых. Кон И. О. считает,
что психология общения в подростковом возрасте и юношеском возрасте строится на
основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации)
и афорилиации, т. е. потребности в принадлежности, включённости в какую - то группу
или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля взрослых.
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями
становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования
со сверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем
им отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки признание собственной
значимости. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и,
главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление
может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным,
любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком - то деле,
но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков, особенно
младших подростков. Внешние проявления коммуникативного поведения младших
подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во чтобы то ни стало
быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой;
с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой
- бравирование собственными недостатками. Д. И. Фельдштейн выделяет три формы
общения подростков: интимно - личную, стихийно - групповую, социально - ориентированную
Интимно - личностное общение - взаимодействие, основанное наличных симпатиях,
- "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие
собеседников в проблемах друг друга. Интимно - личностное общение возникает при
условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей,
чувств и намерений друг друга, симпатией. Высшими формами интимно - личностного
общения являются дружба и любовь. Стихийно - групповое общение - взаимодействие,
основанное на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно
- групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если неорганизованна
общественно - полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к
появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно
- группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость,
повышенная тревожность, замкнутость и т. д. Социально - ориентированное общение
- взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно - важных дел
- "я" и "общество". Социально- ориентированное общение обслуживает
общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм
общественной жизни групп, коллективов, организаций и т. д. Исследования, проведённые
Д. И. Фельдштейном, показывают, что потребность подростка в интимно - личностном
общении в основном удовлетворяются (31%и34%), потребность в социально - ориентированном
общении остаётся не удовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание
стихийно - группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена
в минимальном количестве. Материалы проведённой опытно - экспериментальной
работы показывают, что общение подростков приобретает интимно - личную и стихийно
- групповую форму при отсутствии развёрнутой общественно - полезной деятельности.
Не включённость подростков в систему общественно - полезных дел, как следствие
этого, невозможность удовлетворить появившуюся потребность в утверждении своей
новой социальной позиции в обществе, что обеспечивается расширением социально
- ориентированной формы общения, приводит к активизации интимно - личностного
и ещё большей степени стихийно - группового общения. Фельдштейн Д. И. считает,
что в условиях планомерного и последовательного включения подростков в систему
общественно - полезной деятельности резко возрастает, во-первых, потребность подростка
в социально - ориентированной форме общения, во-вторых, потребность в интимно
- личном общении несколько понижается, а оно само отвергает существенные изменения,
потребность в стихийно - групповом общении падает почти до нуля. Фельдштейном
Д. И. проводились исследования на выявление круга общения подростков и мотивов
общения. Результаты исследования показали, что каждой из форм общения соответствует
определённый круг общения. Так, при интимно - личной форме партнёрами по
общению у подростков чаще всего выступают товарищи по классу - 50,5%, друзья по
двору - 29%, товарищи по команде, клубу, кружку - 14%, более старшие ребята -8,2%.
Взрослые, а также младшие дети исключены в качестве партнёров общения, которые,
видимо, не представляют для подростков личной значимости в качестве субъектов
общения. При стихийно - групповой форме общения иерархия предпочтения партнёров
общения иная. В ней ведущее место занимают товарищи по двору (65,5%), более старшие
(18,9%) и более младшие (6,7%), ребята, случайные взрослые (2,7%). Товарищи по
классу занимают не значительное место в круге общения подростков данной группы.
Педагоги и родители вообще не входят в круг общения подростков данной формы. Этот
факт не может не настораживать, так как стихийно складывающиеся не формальные
группы подростков нередко приобретают противоправную направленность, превращаясь
в криминальные объединения. Для подростков, участвующих в социально - ориентированной
форме общения, личностно значимыми партнёрами общения являются сверстники.
|